Статья о стартерах

Стартеру, обладающему небольшой массой и габаритами, для пуска двигателя приходится вращать массивный маховик и приводить в движение всю кривошипно-поршневую группу двигателя, чтобы обеспечить вспышку рабочей смеси в одном из цилиндров. Несмотря на то, что производители заявляют достаточно высокий срок службы стартера, рано или поздно возникают поломки. Особенно это актуально для Северо-Запада России.
Стартер автомобиля – агрегат, от надежного функционирования которого зависит устойчивый пуск силового агрегата, без чего движение автомобиля в принципе невозможно. Кроме того, знания конструктивных особенностей такого важного агрегата, каковым является стартер транспортного средства, позволит не только технически грамотно выполнять процедуру пуска, но и легко устанавливать источники возникающих проблем, а, значит и своевременно их устранять.

Устройство стартера


Представляет собой три основных части:
  • электродвигатель,
  • втягивающее реле
  • шестерня с бендиксом, которая как раз входит в зацепление с маховиком.

Электродвигатель состоит из корпуса, внутри которого расположен статор и ротор. Ротор вращается в двух втулках расположенных на задней крышке корпуса и передней. Неотъемлемой составляющей электродвигателя является щеточный узел, который в основном имеет три щетки.
Шестерня с бендиксом располагается на валу ротора, который проходит через весь корпус и может перемещаться по нему вперед и назад (зацепляясь с маховиком).
Бендикс являет собой некий специальный механизм, с помощью которого отсоединяется шестерня от маховика, когда обороты двигателя превышают обороты стартера.
Втягивающее реле непосредственно включает стартер в работу и состоит из магнита и сердечника.


Принцип работы стартера

Помимо сложности устройства стартера автомобиля не менее сложен принцип его действия. Включение стартера происходит с помощью тягового реле, которое встроено в его корпус. Принцип включения электромагнитный, дистанционный.
Четыре меднографитовые щетки попарно подсоединяются к обмотке возбуждения и массе автомобиля.
Благодаря специальному приводу, который установлен на валу якоря, шестерни стартера сцепляются и расцепляются с венцом маховика при пуске и после пуска двигателя.
Включение стартера происходит с помощью ключа зажигания автомобиля.
При повороте ключа зажигания ток поступает на тяговое реле и создает сильное электромагнитное поле, с помощью которого сердечник тягового реле проворачивает рычаг включения, который в свою очередь вводит шестерню стартера в зацепление с маховиком.
После этого с помощью контактного диска тягового реле происходит замыкание основных контактов тягового реле и по обмоткам самого стартера пойдет электрический ток, в результате чего произойдет вращение якоря стартера, что в принципе нам и нужно.
После того, как двигатель завелся, мы поворотом ключа зажигания выключаем стартер. И тут «на сцене» появляется обратная пружина, благодаря которой все детали стартера возвращаются в исходное положение.
Конечно, устройство стартера автомобиля и принципы его работы на разных моделях имеют свои отличия, но в общих чертах они одинаковы, и мы надеемся, уже вам понятны.


При работе со стартером нужно быть аккуратным и по максимуму не допускать превышения оборотов двигателя над оборотами стартера (вовремя отпускать ключ замка зажигания). В противном случае идет очень большая нагрузка на бендикс, который имеет ограниченный моторесурс. Но это далеко не все причины выводящие стартер из строя. Основными поломками стартера являются износ щеток, износ бендикса, подгорание контактов и износ втулок вала. Все они достаточно легко устраняются путем несложных процедур.


Типичные неисправности стартера и их возможные причины:

Обычно стартеры ломаются зимой. Есть мнение, что сильные морозы разряжают аккумулятор и это приводит к увеличению нагрузки на стартер. Также, возможно, загустевшее масло требует от него больше усилий на прокрутку маховика. Каждый год желательно проводить для стартера профилактические работы.

Стартер не отключается после пуска двигателя.
Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:
• поломка возвратной пружины замка зажигания;

Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
• ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
• заедание тягового реле;

Стартер медленно крутит двигатель. При включении стартера коленчатый вал проворачивается медленно.

Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:
• разрядка аккумуляторной батареи;
• окисление плюсовой клеммы АКБ или наконечников соединительных проводов стартера;

Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
• подгорание коллектора или замыкание между пластинами коллектора;
• сильный износ или зависание щеток;
• обрыв в обмотке статора или якоря;
• замыкание на «массу» или межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора;

Стартер не крутит двигатель. При повороте ключа зажигания втягивающее реле стартера не срабатывает, якорь не вращается.

Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:
• неисправна или полностью разряжена АКБ;
• сильное окисление или плохой контакт на плюсовой клемме стартера или АКБ;
• неисправность контактной группы замка зажигания;

Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
• межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу»;
• заедание якоря втягивающего реле;


Стартер крутит со скрежетом. При включении стартера слышен скрежет шестерни о зубья маховика.

Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:
• забоины в зубьях венца маховика;

Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
• неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя;
• ослабление буферной пружины привода стартера;

Стартер работает, но коленвал не вращается.

Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
• пробуксовка муфты свободного хода;
• поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
• поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
• заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера;